КОНСУЛЬТАЦИЯ
"Формирование у детей дошкольного возраста ценностного отношения к малой родине"
На современном этапе, когда происходят значительные изменения в жизни общества, одним из основных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание.
Патриотическое воспитание детей - это сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие нравственных чувств.
Дошкольное детство – благоприятный период для приобщения ребёнка к национальной культуре. Поэтому очень важно начинать воспитывать настоящего патриота своей Родины именно в этом возрасте, когда ребенок начинает интенсивно развиваться в социальном плане. Этот период по своим психологическим особенностям наиболее благоприятен для формирования патриотизма, так как для детей дошкольного возраста характерны высокая восприимчивость, легкая обучаемость, безграничное доверие ко взрослым, стремление подражать им, эмоциональная отзывчивость и интерес ко всему окружающему.
Учреждения дошкольного образования, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первичные представления об окружающем мире, отношение к действительности, дать возможность им почувствовать себя с самых ранних лет гражданами своего отечества.
Целью патриотического воспитания является сформированность основ патриотизма как нравственного качества личности. Но это качество не возникает у людей само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с раннего возраста, который формируется под влиянием образа жизни, воспитательной работы в семье и дошкольном учреждении, в школе, в трудовом коллективе.
Формирование у дошкольников ценностного отношения к малой родине – один из аспектов патриотического воспитания.
Родина начинается с любви к той земле, на которой родился и живешь. Но просто любить родную землю недостаточно, необходимо знать историю, культуру, достопримечательности, заповедные уголки, то чем славится родной город, край, знаменитых земляков. У ребенка должно появиться чувство национальной гордости за свою малую родину. Поэтому нашей главной целью является воспитание гражданина, любящего и знающего свой город, край и все, что с ними связанно. Для достижения этой цели перед педагогами дошкольных учреждений ставится ряд задач:
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, родному дому, земле, где он родился;
- формирование у дошкольников нравственных качеств личности через знакомство с историей и современностью родного города;
- формирование гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему родного края, гордости за свою малую родину;
- воспитание любви и уважения к своему народу, его обычаям, традициям;
- формирование основ экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому через знакомство с природой родного края.
Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально - практическим путем, т.е. через игру, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении Родины. Все начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется. Формировать знания о семье следует уже в младшем возрасте: воспитывать внимательное отношение к родителям, поощрять умение называть имена членов семьи. Далее расширяя сведения о семье необходимо дать представления о родственных отношениях, затем и о сфере деятельности членов семьи и ее истории.
Постепенно ребенок знакомится с детским садом – учреждением находящимся в городе. Начиная с младшего дошкольного возраста, мы развиваем у детей положительное отношение к детскому саду, его общности с домом. Формируем уважительное отношение к сотрудникам детского сада, а начиная со средней группы знакомим с традициями детского сада, закрепляем представления ребенка о себе, как о части коллектива.
Знакомство с малой родиной начинается с младшей группы. Дети впервые знакомятся с названием своего города. Формируя интерес к малой родине в, дальнейшем следует побуждать к рассказыванию о том, какие впечатления дети получают от пребывания в парке, сквере и других объектах городской инфраструктуры. Формируя представления об улицах города, мы расширяем и углубляем знания детей о малой родине. Начиная со средней группы необходимо уделять внимания самым красивым местам города, его достопримечательностям. В старшем дошкольном возрасте – знакомить с информацией о замечательных людях, прославивших наш край, о культуре и традициях родного края.
Задача педагога - отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т. д. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.
Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.
В процессе работы происходит ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного города.
Воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город - частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:
- повсюду люди трудятся для всех;
- везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов;
- повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;
- люди берегут и охраняют природу;
- есть общие профессиональные и общественные праздники и т. д.
Первые представления о родной стране, которые получает ребенок в детском саду, должны включать в себя сведения о природе той местности, того края, где он живет, о разнообразной природе Беларуси, а также элементарные сведения об экономической и социальной структуре страны. Однако не всякие сведения такого характера в одинаковой мере способствуют воспитанию высших нравственных чувств. Поэтому при отборе познавательного материала педагог должен руководствоваться следующими принципами:
Основные принципы работы по нравственно-патриотическому воспитанию:
- «Позитивный центризм» (отбор наиболее актуальных для ребёнка этого возраста знаний).
- Непрерывность и преемственность педагогического процесса.
- Рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок.
- Развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
- Принцип маятника (изучая историю своей улицы, дети связывают её с историей своего района, города, и наоборот, знакомясь с другими городами, они возвращаются к истории своего района и улицы).
- Систематическое изложение материала идёт от близкого и понятного к более сложному.
- Принцип спирали (когда дети, возвращаясь к тем или иным вопросам, событиям, фактам из года в год, углубляют свои познания).
Патриотическое воспитание дошкольников и прежде всего пробуждение у них любви к родному краю, наиболее успешно осуществляется при комплексном подходе к решению этой проблемы. Патриотическое воспитание включает в себя решение задач не только нравственного, но и трудового, умственного, эстетического, а также физического воспитания.
Комплексный подход к воспитанию у детей любви к своей Родине – это взаимосвязь различных аспектов, средств и методов воспитания.
Работа с детьми.
Знакомство дошкольников с родным городом и родной страной – процесс длительный и сложный. Он не может проходить от случая к случаю. Положительного результата можно достичь только систематической работой. Предлагаются различные виды образовательной деятельности, которые условно можно разделить следующим образом:
- образовательная деятельность, имеющая цель дать детям конкретные представления о родном крае на основе непосредственного восприятия (наблюдения, экскурсии, целевые прогулки) или опосредованно (рассказы воспитателя, чтение художественных произведений);
- образовательная деятельность, способствующая углублению и систематизации знаний детей (беседы, дидактические игры);
- образовательная деятельность, во время которой дети используют полученные знания и выражают свое отношение к явлениям общественной жизни (изобразительная деятельность, творческое рассказывание).
Формы работы с детьми:
- тематические занятия;
- игровая деятельность (сюжетно-ролевая игра, развивающие игры, дидактические игры, настольно-печатные игры, режиссерская игра, подвижные игры);
- проведение праздников (развлечений);
- смотр - конкурсы, выставки детского творчества;
- организация экскурсий;
- беседы о родном городе и Родине;
- трудовая деятельность.
Методы и приемы работы:
- наблюдения;
- разучивание песен и стихов о Родине, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений;
- использование иллюстраций, мультимедийных презентаций, детских произведений;
- ознакомление с произведениями народного творчества;
- обогащение и стимулирование детского творчества;
- привлечение детей к посильному общественно-полезному труду;
- воспитание уважения к ветеранам войны и труда.
Развивающая среда.
Создание предметно-развивающей среды базируется на принципах, которые положены в основу содержания учебной программы дошкольного образования, так как содержание учебной программы «ориентировано на развитие способностей детей в различных видах деятельности и создание оптимальных условий для стимулирования и поддержки эмоционального, нравственного и интеллектуального развития и саморазвития ребёнка, проявления самостоятельности, инициативности».
Моделирование предметно-пространственной среды должно быть основано на психолого-педагогических, санитарно-гигиенических, физиологических, эстетических данных. При моделировании предметной пространственной среды важно обеспечить интеграцию игрового оборудования этнографического содержания в разные игровые центры группы. Национальная направленность среды поможет детям осознать себя частью белорусского народа.
Составляющие развивающей среды:
- элементы народного декоративно-прикладного искусства в различных игровых уголках;
- макеты;
- схемы, модели;
- развивающие и дидактические игры;
- фотоальбомы;
- наглядно-дидактический материал;
- художественная литература;
- мини-музеи.
Работа с родителями.
Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь по данному вопросу с родителями.
Приступая к работе с семьей по вопросам ознакомления дошкольников с явлениями общественной жизни и воспитания основ патриотических чувств, воспитатели должны ознакомить родителей с работой детского сада по данному вопросу; раскрыть им значение семьи в развитии высших нравственных чувств дошкольников; установить преемственную связь между семьей и детским садом.
Именно родители на ярких примерах своей жизни, своего труда, отношения государства к детям показывают ребенку, что на него возлагают надежды не только родные, но и все общество, вся страна. Родина начинается с родного дома, улицы, поселка или города. Изучать с детьми места, где живешь, любить бродить по знакомым улицам, знать, чем они славятся, - задача, которая вполне по плечу родителям. Условия детского сада не всегда позволяют обеспечить непосредственное восприятие социальной жизни. И здесь на помощь могут прийти родители.
Патриотическому воспитанию детей в нашей стране уделяется большое внимание. Свою любовь к родным местам, знание того, чем знаменит родной край, страна, какова его природа, каким трудом заняты люди, взрослые передают детям.
Но никакие знания не дадут положительного результата, если воспитатель сам не будет восторгаться своей страной, своим народом, своим городом.
Информация взята и обработана из интернет ресурсов.
Консультация для педагогов.
Раннее выявление семейного неблагополучия.
Детский мир – особый мир. Кому-то не хватает родительского тепла и внимания, кто-то замыкается в себе, не надеясь на понимание окружающих. Самое главное – мы должны сердцем понять и принять, что дети не виноваты в возникающих конфликтах и проблемных ситуациях. В первую очередь виноваты взрослые, не осознавшие в полной мере ответственности за своё поведение и отношение к детям. Детство – короткий, но важный этап в жизни человека. Именно в этот период формируются качества, необходимые во взрослой жизни.
Мы привыкли рассматривать семью как очаг мира и любви, где человека окружают самые близкие и дорогие люди. Однако при более пристальном рассмотрении оказывается, что это не так. Семья все чаще напоминает театр военных действий, арену ожесточенных споров, взаимных обвинений и угроз, нередко доходит и до применения физической силы. Долгое время считалось: все это дела деликатные, внутрисемейные… Но слишком тягостны и обширны последствия такого насилия. Слишком широко и глубоко они отзываются на судьбах взрослых и детей, чтобы это могло оставаться «частным делом».
Если говорить о ранней профилактике семейного неблагополучия, то она должна быть органически согласована с социальной реальностью, окружающей семью, а значит, с ситуацией в стране, состоянием ее экономики и теми социальными рисками общества, которые в нем присутствуют.
Острый социальный кризис, охвативший нашу страну, отразился не только на материальном благополучии, но и на нравственном здоровье семьи. Семья – эта главная и естественная система социальной и биологической защиты ребенка –оказалась в кризисной ситуации. Проблема социального сиротства — одна из острейших проблем общества. К причинам социального сиротства можно отнести следующее: социальная несостоятельность родителей, аморальный образ жизни, рост алкоголизма, особенно среди женщин, что приводит к увеличению числа детей, находящихся в опасных для них условиях.
Документы, которыми необходимо руководствоваться при работе
с обучающимися, находящимися в социально опасном положении:
- Декрет Президента Республики Беларусь от 24.11.2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях»;
- Программа воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении.
Алгоритм выявления и организация работы с детьми, находящимися в социально опасном положении
- 2 раза в год посещаются все семьи обучающихся учреждений образования. В случае наличия критериев и показателей социально опасного положения в семьях рассматривается вопрос о признании несовершеннолетнего(их) находящимися в социально опасном положении.
- Учреждение дошкольного образования выявляет несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в государственной защите, на основании:
— изучения условий жизни и воспитания несовершеннолетних в семье;
— анализа участия родителей в жизнедеятельности учреждения образования;
— анализа обращений близких родственников, соседей, других граждан;
— учёта посещения несовершеннолетними учреждения дошкольного образования;
— контроля за семьями, установившими опеку (попечительство) над несовершеннолетними.
Внешние поведенческие признаки ребенка, которые должны привлечь внимание педагога
- Боится идти домой.
- Убегает из дома
- В учреждение дошкольного образования за ребенком приходят дальние родственники, знакомые, соседи.
- Часто отсутствует беспричинно.
- Жалуется на голод (на недосыпание, дискомфорт в семье или другое).
- Замкнут (или депрессивен).
- Агрессивен.
- Избегает физического контакта.
- Имеет следы побоев.
- Носит скрывающую тело одежду, не подходящую по погоде (отсутствие у ребёнка необходимой сезонной одежды, обуви)
- Имеет неопрятный внешний вид.
- Демонстрирует вызывающее (соблазняющее) поведение
- Преобладает низкая самооценка.
- Со сверстниками имеет плохие взаимоотношения.
- Характерно резкое изменение веса (его снижение или увеличение).
- Истерическая, эмоциональная неуравновешенность.
- Родители приходят за ребёнком в нетрезвом состоянии (эпизодически / систематически).
Памятка педагогу
- Думайте о своих отношениях с детьми, выстраивайте их.
- Помните, что психологическая атмосфера в детском коллективе, прежде всего, зависит от отношения к человеку, как высшей ценности.
- Умейте слушать детей.
- Не забывайте, что у детей могут быть конфликты, и что вы можете спровоцировать их своей педагогической несостоятельностью.
- При общении с детьми педагог на должен забывать об эмпатии (сочувствие, сопереживание ребенку) и педагогической рефлексии (объективной оценки себя, самоконтроль).
- При работе с обучающимися следует так организовывать деятельность, при которой ребёнку был бы гарантирован успех, как следствие, уважение сверстников, то есть обеспечить «ситуацию успеха».
Подготовила Губко Т.В.
Психо-эмоциональные и поведенческие особенности детей, пострадавших от жестокого обращения.
Жестокое обращение с ребенком – это все формы физического и/или эмоционально плохого обращения с ребенком, способные привести или приводящие к фактическому ущербу для здоровья ребенка.
Физическое насилие – это любое неслучайное нанесение повреждения ребенку. Физическое насилие включает также вовлечение ребенка в употребление наркотиков, алкоголя, отравляющих веществ или медицинских препаратов, вызывающих одурманивание (например, снотворных, не прописанных врачом).
Определить, что ребенок стал жертвой физического насилия, можно по следующим признакам:
• необъяснимо возникшие кровоподтеки;
• шрамы, следы связывания, следы от ногтей, следы от давления пальцев;
• следы от ударов предметами (ремнем, палкой, веревкой);
• след от укуса на коже;
• необъяснимые следы ожогов;
• необъяснимые переломы костей, вывихи, раны;
• повреждения внутренних органов (разрыв печени, ушибы почек, мочевого пузыря в результате удара в живот или в бок);
• необычное состояние ребенка после вынужденного приема алкоголя или лекарств.
О повторяющемся физическом насилии можно судить в том случае, если на теле ребенка имеются следы разной давности (шрамы).
На факт применяемого физического насилия указывают и особенности поведения жертвы-ребенка:
• страх перед уходом из школы или детского сада домой. Или, наоборот, перед уходом в школу, если насилие применяется в школе или на улице;
• страх при приближении родителя к ребенку;
•пассивность, плаксивость, замкнутость или повышенная агрессивность, раздражительность, негативизм;
• общее избегание физического контакта;
• необъяснимые изменения в поведении (прежде жизнерадостный ребенок теперь постоянно грустен, задумчив, замкнут);
• учащение случаев причинения себе вреда – саморазрушающее поведение (употребление алкоголя, наркотиков, курение);
• побеги из дома;
• ношение одежды, не соответствующей погодным условиям (например, летом шерстяной свитер с высоким воротником, чтобы скрыть кровоподтеки на теле);
• отчаянные просьбы и мольба ребенка не сообщать родителям о его неудачах (двойки, прогулы, плохое поведение) в школе.
Сексуальное насилие – использование ребенка взрослым или другим ребенком для удовлетворения сексуальных потребностей или получения выгоды. К сексуальному развращению относятся также вовлечение ребенка в проституцию, подглядывание за ним, демонстрация порнографического материала.
Сексуальное насилие, совершаемое по отношению к ребенку, по своим последствиям относится к самым тяжелым психологическим травмам.
Признаками перенесенного сексуального насилия являются различные изменения в поведении, некоторые из них можно рассматривать и как первые проявления посттравматического синдрома.
1) Изменения в проявлениях сексуальности:
• чрезвычайный интерес к играм сексуального содержания;
• не соответствующие возрасту, поразительные знания о сексуальной жизни;
• соблазняющее поведение по отношению к противоположному полу и взрослым;
• сексуальные действия с другими детьми (начиная с младшего школьного возраста);
• необычная сексуальная активность.
2) Изменения в эмоциональном состоянии и общении:
• замкнутость, изоляция, уход в себя;
• депрессивность, грустное настроение;
• отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство собственной испорченности;
• частая задумчивость, отстраненность (с дошкольного возраста);
• истерическое поведение, быстрая потеря самоконтроля;
• трудности в общении с ровесниками, избегание общения с ними, отсутствие друзей своего возраста или отказ от общения с прежними друзьями;
• отчуждение от братьев и сестер;
• терроризирование младших детей и сверстников;
• жестокость по отношению к игрушкам, животным (у младших детей);
• амбивалентные чувства к взрослым (начиная с младшего школьного возраста).
3) Изменения мотивации ребенка, социальные признаки:
• неспособность защитить себя, несопротивление насилию и издевательству над собой, смирение;
• резкое изменение успеваемости (хуже или гораздо лучше);
• прогулы в школе, отказ и уклонение от обучения;
• принятие на себя родительской роли в семье (по приготовлению еды, стирке, мытью, ухаживанию за младшими и их воспитанию);
• отрицание традиций своей семьи вследствие несформированности социальных ролей, вплоть до ухода из дома (характерно для подростков).
4) Изменения самосознания ребенка:
• снижение самооценки;
• мысли о самоубийстве, попытки самоубийства;
5) Появление невротических и психосоматических симптомов:
• боязнь оставаться в помещении наедине с определенным человеком;
• боязнь раздеваться (например, может категорически отказаться от участия в занятиях физкультурой или плаванием или снимать нижнее белье во время медицинского осмотра);
• головная боль, боли в области желудка и сердца.
Психологическое (эмоциональное) насилие– это совершенное по отношению к ребенку деяние, которое тормозит развитие его потенциальных способностей.
Формы психологического насилия (отвержение, терроризирование, запугивание, игнорирование, изоляция, развращение побуждение несовершеннолетнего к антисоциальному поведению, периодическое словесное оскорбление ребенка, унижение человеческого достоинства, постоянная ложь и обман, в результате которых ребенок теряет доверие к взрослому, предъявление ребенку требований, не соответствующих его возрастным возможностям, непредсказуемое поведение родителей по отношению к ребенку, равнодушие, немотивированное раздражение родителей, неадекватные реакции родителей в ответ на положительное поведение ребенка, угрюмость, отказ от обсуждения проблем; «торговля запретами», поддержание постоянного напряжения, брань, насмешки и.т.д.
Признаками являются следующие особенности состояния и развития ребенка:
- задержка физического и умственного развития ребенка;
- депрессивное состояние;
- нервный тик, энурез;
- нервные привычки (сосание или кусание пальцев, выдергивание волос, грызет ногти, навязчивые ритмичные движения: раскачивается, бьётся головой) ;
- низкая самооценка;
- недоверие к людям;
- повышенная тревожность;
- немотивированый страх;
- агрессия;
- эмоциональная нестабильность;
- чрезмерная пассивность;
- мысли о самоубийстве;
- отчуждение от людей.
Особенности поведения ребенка, вызванные психологическим насилием:
- беспокойство, тревожность, нарушения сна;
- длительно сохраняющееся подавленное состояние;
- агрессивность;
- склонность к уединению, неумение общаться;
- излишняя уступчивость или осторожность;
- плохая успеваемость;
- антисоциальное, деструктивное поведение;
- безосновательные жалобы на здоровье;
- негативные высказывания о себе;
- чрезмерная потребность во внимании.
- поведение, не соответствующее возрасту и уровню развития.
Пренебрежение интересами и нуждами ребенка – отсутствие должного обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи со стороны родителей или лиц, их заменяющих, в силу объективных причин (бедность, психические болезни, неопытность) и без таковых.
Признаки пренебрежения нуждами ребенка
• Отставание в психомоторном, физическом развитии;
• Санитарно-гигиеническая запущенность (грязная одежда; одежда, несоответствующая сезону; педикулез, сыпи, плохой запах, неухоженность в прическе, одежде) ;
• Опухшие, «заспанные» глаза;
• Истощение, обезвоживание;
• Перегревание, переохлаждение;
• Случайные травмы по неосторожности;
• Запущенные заболевания;
• Хроническая усталость, сонливость во время игр, уроков;
• Постоянное чувство голода, попрошайничество еды у посторонних или воровство;
•Частая вялотекущая заболеваемость;
•Низкая самооценка, низкая успеваемость;
•Агрессивность и импульсивность;
•Антиобщественное поведение вплоть до вандализма.
Психосоматические заболевания, которые могут быть следствием любой разновидности жестокого обращения:
• Ожирение или резкая потеря веса;
• Кожные сыпи;
• Язва желудка;
• Боли в животе;
• Головные боли;
• Тики, заикание;
• Энурез, энкопрез.
Общие эмоциональные признаки жестокого обращения с ребенком
• Посттравматическое стрессовое расстройство у ребенка;
• Психические расстройства (депрессии, фобии, психопатии);
• Задержки в эмоционально-волевом развитии: инфантильность, нерешительность, боязливость, безынициативность;
• Равнодушие, пассивность;
• Страх, тревожность;
• Настороженность или возбуждение;
• Гнев, агрессивность;
• Чувство вины, стыда;
• Негативизм;
• Низкая самооценка;
• Отрицательная картина собственного «Я».
Общие поведенческие признаки жестокого обращения с ребенком
• Регрессивное поведение – возвращение к более ранним формам поведения,
которые уже были преодолены с возрастом (например, возвращение ночного энуреза в старшем возрасте);
• Уходы из дома;
• Употребление психоактивных веществ, химическая зависимость;
• Нанесение самоповреждений и суицидные попытки;
• Провоцирующее, агрессивное поведение;
• Применение насилия в отношении других детей, животных;
• Избегающее поведение, недоверчивость;
• Псевдовзрослое поведение;
• Навязчивость в отношениях со взрослыми в поисках внимания и тепла; с
готовностью следование за чужими;
• Трудности в словесном выражении пережитого, чувств и мыслей;
• Анорексия (отказ от еды) и булимия (патологический голод).
Специалисты должны уметь распознавать признаки жестокого обращения. Поводом для вмешательства специалистов, проведения оценки и социального расследования может быть:
• Сообщение ребенка или очевидцев о факте жестокого обращения;
• Наличие признаков жестокого обращения с ребенком;
• Наличие причин и условий, способствующих жестокому обращению с ребенком.
Источники информации
• Информация от ребенка;
• Информация от родителей;
• Информация от специалистов;
• Информация от сверстников и друзей;
• Оценка поведения;
• Медицинская документация;
• Дополнительная информация, собранная в ходе психологических исследований.
Ломако О.М. педагог-психолог СПЦ
Как способствовать социальному развитию дошкольника? смотреть здесь
Рекомендации для педагогов по изучению семьи подробнее здесь
Алгоритм наблюдения педагогов за особенностями взаимодействия родителей и детей из неблагополучных семей читать здесь