Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Лекторий 3. Готовность ребёнка к школе (режим дня, кругозор, организованность, культура поведения.)

Дата: 3 января 2020 в 20:18, Обновлено 29 ноября 2022 в 19:45
Автор: Губко Т. В.

                Готовность ребёнка к школе определяется прежде всего его физическим и психическим развитием. Любые отклонения в здоровье будут помехой учению.

Главным в укреплении здоровья должно быть чёткое выполнение режима дня. Ребёнок должен вовремя ложиться спать, уметь рано просыпаться, делать зарядку. В любую погоду обязательно бывать на воздухе, причём не просто гулять, а активно двигаться.

Режим дня.

                Каждый взрослый человек знает, что для успешного осуществления любой деятельности нужно обладать рядом таких качеств, как ответственность, организованность, самостоятельность, инициативность. Организованность проявляется и в малом, и в большом. Умеет ли ребёнок без подсказки родителей  приготовить всё необходимое для прогулки, игры или труда; в заданном темпе выполнить просьбу, поручение: убрать на место вещи, игрушки и т.д.

                 Какие можно предложить педагогические советы для воспитания организованного поведения? Конечно, каждый родитель будет использовать их в соответствии с индивидуальностью ребёнка, общей атмосферой семьи и собственным пониманием. Каждая семья устанавливает  определённый порядок, который касается всех её членов, в том числе и ребёнка. Это относится прежде всего, к организации быта и режима дня. К чёткому распорядку дня ребёнка нужно приучать постепенно и очень настойчиво.

                 И здесь можно выделить определённые правила организованного поведения: вставай, ешь, гуляй в одно и то же время, умей занять себя интересным делом; чередуй подвижные, шумные игры и развлечения со сложными занятиями; найди время для общих семейных дел и труда; старайся не тратить много времени на режимные процессы (одевайся быстро, убирай сразу всё на место, аккуратно ешь и др. )

               Хлопоты по хозяйству, личные проблемы взрослых членов семьи не должны отрицательно влиять на организацию интересной и полезной деятельности дошкольника, в которой активное участие принимают старшие. Родители вместе с ребёнком заранее обсуждают план проведения выходного дня: что сделаю по дому, какую совершат прогулку, во что поиграют, что почитают.

                Содержательное (пусть кратковременное) общение со взрослыми является потребностью детей этого возраста и жизненно им необходимо, так как определяет развитие личности. 

            Хотелось бы обратить внимание родителей на то, что при формировании инициативности важно: уйти от инструктивного воспитания, когда вся жизнь ребёнка подчинена инструкциям взрослых; ожидание инструкций развивает безынициативность, тормозит проявление самостоятельности и творчества; поощрять любую инициативу, даже если она кажется взрослому никчёмной; поблагодарить, похвалить, за проявленную инициативу, раскрыть её достоинства, предостеречь, если есть недостатки.

               Воспитанию организованности, самостоятельности способствует выполнение детьми постоянных посильных обязанностей в семье.

              Переход от положения дошкольника к положению школьника – это новые права и обязанности учащихся, первое чувство ответственности перед семьёй, обществом, самим собой. Этот начальный момент становления ответственности очень важен. Чтобы это необходимое качество формировалось у детей, родителям следует разъяснять им, зачем люди учатся, почему нужно много знать и уметь, и на конкретных примерах показывать преимущества знающего человека для творческого труда, содержательной жизни.

                Особое внимание надо обратить на состояние нервной системы вашего ребёнка. К моменту поступления в школу у ребёнка ещё недостаточно развиты процессы возбуждения и торможения. Он уже способен подчиняться требованиям, сдерживать себя, но быстро утомляется.

               Не заставляйте ребёнка перенапрягаться. От долгого сидения за столом, особенно при неправильной посадке, от длительных упражнений в письме возможны переутомление мышц, искривления позвоночника и мелких костей пальцев и кистей рук. А сильное утомление ведёт к раздражительности, агрессивности ребёнка. Излишняя возбудимость или расторможенность снижают способность к обучению, а в дальнейшем ведут к нежеланию учиться, ходить в школу, отрицательно сказываются на отношениях с одноклассниками.

                Вторым важным показателем готовности к обучению является объём знаний, которыми овладел ребёнок до школы, наличие у него определённого кругозора, на который опирается учитель в школьном обучении.

                  У ребёнка, как правило, накоплен богатый чувственный опыт: представление о предметах и явлениях окружающего мира, об отношениях людей. Должны быть накоплены и знания о нашей Родине, труде людей, о важнейших технических достижениях ( освоение космоса, применение роботов и автоматов в производстве). Он должен иметь представления о пространстве и времени, знания о числе, счёте. Многие дети, идя в 1 класс, знают о букве и звуке, умеют читать.

                Наконец, дети должны овладеть и системой различных действий: уметь себя обслуживать, выполнять несложные физкультурные упражнения, владеть ножницами, иглой, карандашом, кистью.

               Дети должны уметь слушать рассказ, объяснение, выполнять поручения, наблюдать.

              Все эти знания и умения обеспечивает программа детского сада. Если ребёнок воспитывается дома, постарайтесь, чтобы он тоже овладел перечисленными навыками и умениями.

                У детей дошкольного возраста должны быть сформированы и определённые интеллектуальные умения: ребёнок должен уметь слушать, запоминать, решать сложные задачи. Почаще задавайте детям вопросы: Как? Почему? Учите их рассуждать, доказывать, объяснять, делать выводы из наблюдений.

                Развитие мышления тесно связано с развитием речи. Учите ребёнка связно говорить, чётко излагать мысли. Почаще просите пересказать прочитанное. Это не только тренирует память, но и обогащает речь. Образность языка сказок, стиль рассказов для детей, созданными нашими классиками ( К. Д. Ушинским, Л. Н. Толстим и др. ), учат правильно говорить, логично мыслить. Ведь недаром говорят: « Речевая культура человека – зеркало его духовной культуры».

               Спросите любого учителя, каким он хочет видеть первоклассника, и услышите: собранным, организованным, умеющим слушать, выполнять требования учителя, считаться с окружающими людьми, то есть умеющим жить и работать в коллективе.

                Учите этому вашего ребёнка. Если поручили ему какое-то дело, проверьте, как он его выполнил; если он начал рисовать или лепить, пусть доведёт его до конца; если его желания не совпали с желаниями товарищей, младшего братишки или сестрёнки, пусть прислушается к их мнению, уступит в чём-то. Пусть не шумит, если бабушка легла отдохнуть, не отвлекает старшего брата, если тот делает уроки, то есть пусть ваш ребёнок научится уважать окружающих людей.

               Очень важно с раннего возраста привить детям навыки культурного поведения. Дети должны уметь обращаться на «вы» к взрослым и вообще старшим, особенно незнакомым, людям. Излагая просьбу или желание употреблять «волшебные» слова: «пожалуйста», и «будьте добры»; дети должны вежливо извиниться, если допустили оплошность, попросить прощения, если нечаянно кого-то обидели.

               Приветливый, вежливый ребёнок приятен в общении, выгодно отличается от грубых, невоспитанных сверстников. У него легко складываются отношения с товарищами, старшими.

                Очень важна личностная готовность ребёнка к обучению. Она выражается в желании учиться, в интересе к школе, учителю. Известно, что уже с раннего дошкольного возраста дети любят играть в «школу». Но сначала это интерес к внешним признакам  школы: звонок, игра на перемене, указка в руках учителя, портфель у ученика. А в возрасте 5-6 лет дети, играя в « школу», уже объясняют, слушают, задают вопросы и решают задачи, т.е. у них уже сформирован интерес к учебной деятельности, они хотят учиться.

                  Родители должны поддерживать это желание учиться, интерес к школе. Ни в коем случае нельзя пугать детей школой и учителем. Обычно так бывает, если ребёнок непослушен, не хочет заниматься. Прибегая к такой угрозе, родители даже не подозревают, какой вред наносят своему ребёнку, как усложняют его будущую школьную жизнь.

 Нужна ли специальная подготовка к школе?

                 Мы выяснили, как важно для последующего обучения сформировать у ребёнка самостоятельность, организованность, умение общаться с взрослыми и сверстниками, научить его играть.

               Но перед всеми родителями обязательно возникают вопросы: нужно ли учить малыша читать и писать до школы? Как он должен считать? Какими знаниями должен обладать, чтобы первый школьный год прошёл легко, чтобы ребёнок ходил в школу с удовольствием?

                    Ответы на них совсем не однозначны. У многих родителей имеется устойчивое представление о том, что если ребёнок приходит в 1 класс, умея хорошо читать, считать и решать элементарные задачи, то в школе ему будет скучно, неинтересно. В таких семьях сознательно тормозят естественную любознательность ребёнка, полагая, что его всему научат в школе. И действительно, школьная программа построена таким образом, что обучение начинается «с нуля».

                      Если вы располагаете временем , готовы играть вместе с ребёнком в разные звуковые, силовые, математические игры, если вы умеете получать от всего этого удовольствие и хотите научить своего малыша тоже получать удовольствие от занятий, от необходимости думать, преодолевать трудности, начните обучать его чтению и счёту. Это облегчит его дальнейшую школьную жизнь, избавит от лишних проблем.

                    Кроме того, ребёнка лучше научить читать до школы: в 4-5 лет дети овладевают грамотой значительно легче, чем в 6-7 лет. Прежде чем начать читать, ребёнок должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова, которые он произносит. Казалось бы, чего проще? Ведь к этому времени все дети хорошо говорят, прекрасно понимают обращённую к ним речь. Да, конечно, но при этом слова выступают для них, как и для на с вами, только как обозначения предметов, действий, понятий. Если спросить ребёнка, какие слова больше похожи – рак, мак или ромашка, малыш ответит: «Конечно, мак и ромашка». Почему? Потому, что он и не заметил слова слова, он сравнил рака с названиями двух цветков и конечно, не нашёл сходства между раком и маком. Совсем  другую картину вы увидите, как только начнёте с ним заниматься, готовить его к  обучению грамоте, научите вслушиваться в звуки речи.

Ознакомление с памятками -  советами, рекомендациями родителям о подготовке детей к школе.

- О чтении до школы. Главная ошибка, которую допускают взрослые при обучении, - это неправильное произношение звуков. Дети часто произносят звуки родного языка неправильно, с призвуками: (мэ) вместо (м), (эн) вместо (н) и т.д. ( Здесь прилагается таблица о произношении звуков и букв, количестве букв и звуков в русском языке).

- О развитии речи. Разговаривать с ребёнком можно об очень многом, стоит только взглянуть на окружающий мир. Каждый день делитесь с ребёнком своими впечатлениями о музыке, о людях, о природе – обо всём, что волнует вас. В ответ на это вам раскроется его душа и, поначалу подражая, а потом становясь всё самостоятельнее в суждениях, он будет отвечать вам тем же.

         Всем родителям необходимо своевременно проконсультировать сына или дочь у логопеда. Вовремя начатые занятия помогут ребёнку исправить дефект речи.

- О письме. Замечена такая закономерность: дети, которые до школы с удовольствием рисовали, лепили, что-то мастерили, успешно овладевают навыками письма.

- О математике. Что должны знать и уметь дети до школы:

1. Прямой и обратный счёт до 10, количественный ( «сколько» ) и порядковый ( «который» ) счёт.

2. Предыдущие и последующие числа в пределах десятка;

3. Составлять числа первого десятка;

4. Разделить предмет на 2 – 4 равные части;

5. Измерить высоту, длину, ширину при помощи палочки или верёвочки, сравнивать предметы.

6. Изображать треугольник, четырёхугольник, круг.

И несколько слов об адаптационном периоде первоклассника.

                Родители первоклассника должны быть единомышленниками учителя.

                 Чтобы адаптационный период первоклассника прошёл быстро и наиболее безболезненно, уважаемые родители прислушайтесь к нескольким простым советам:

  •  Будите ребёнка спокойно: проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос;
  • Не торопите ребёнка: рассчитать время – ваша задача;
  • Не отправляйте малыша в школу без завтрака;
  • Пожелайте ребёнку удачи, подбодрите;
  • Встречайте ребёнка после школы спокойно, забудьте фразу « Что ты сегодня получил? », вспомните, как вы сами себя чувствуете после рабочего дня, - дайте ребёнку расслабиться;
  • Не торопитесь посадить ребёнка за уроки – ему необходимо 2 – 3 часа отдыха ( сон, прогулка );
  • Помните, что после 15 – 20 минут занятий необходимо делать 10 – 15 – минутные подвижные переменки;
  • Имейте в виду, что в течении учебного года есть критические периоды, когда учиться сложнее, быстрее наступает утомление, снижена работоспособность: это первые 4 – 6 недель, конец 2 четверти, первая неделя после каникул, середина 3 четверти;
  • Не забывайте, что дети любят послушать сказку перед сном; ласковое поглаживание успокаивает их, помогает снять напряжение, спокойно уснуть; не вспоминайте перед сном неприятностей, не выясняйте отношения.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.