Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Рекомендации для педагогов по изучению семьи

Дата: 5 декабря 2016 в 21:26
Автор: Иода С. В.

 Рекомендации для педагогов по изучению семьи

Семья является первичным и важнейшим звеном в цепи социальных организаций, где ребенок, прежде всего, познает окружающий мир, усваивает нравственные нормы, правильное отношение к людям, т.е. все то, что определяет затем его моральный облик.

Огромное влияние, которое семья оказывает на нравственное воспитание ребенка, определяется тем, что, во-первых, это влияние носит глубоко эмоциональный, т.к. основывается на родственной привязанности и любви, что особенно важно для детей дошкольного возраста; во-вторых, воспитательные воздействия, оказываемые на ребенка в семье, характеризуются постоянством и длительностью, проявлением в различных жизненных ситуациях; в-третьих, в семье имеются огромные объективные возможности для систематического включения детей в бытовую, хозяйственную деятельность, что является важным условием нравственного развития личности. Однако далеко не в каждой семье полностью и в нужном направлении реализуются её воспитательные возможности. Трудности семейного воспитания можно объяснить различными причинами: негативным отношением к ребенку вследствие семейных неурядиц; чрезмерной занятостью родителей в сфере внесемейной деятельности; отсутствием единых требований к ребенку как у самих родителей, так и родителей старшего поколения; низкой педагогической культурой.

         Все основные недостатки семейного воспитания можно в некоторой степени сгладить повышением педагогической культуры, разъяснением тех последствий, к которым могут привести недоработки родителей в этот период, поэтому проблема педагогического руководства семейным воспитанием требует особого внимания со стороны педагогов дошкольного учреждения.

           Чтобы создать в каждой семье благоприятные условия для воспитания детей, необходимо вооружить родителей определенными психолого-педагогическими знаниями, практическими умениями и навыками.

           Необходимо хорошо изучить каждую конкретную семью, возраст родителей, их образование, общий культурный уровень, взгляды на воспитание детей и многое другое, для того, чтобы оказать ей действенную помощь в преодолении ошибок в воспитании, поддержать уверенность в своих силах.  

Поэтому дифференцированный подход к семье является важнейшим условием повышения педагогической культуры родителей, совершенствования процесса воспитания.

           Как показывает практика, в педагогической помощи нуждаются все без исключения родители. Разумеется, помощь эта должна быть квалифицированной и действенной. В связи с этим необходимо отметить, что индивидуальный подход к родителям предполагает соблюдение следующих педагогических принципов:

  1. создание взаимного доверия в отношениях с родителями
  2. учет своеобразия условий жизни каждой семьи, возраста родителей, уровня подготовленности в вопросах воспитания
  3. сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией работы со всеми родителями
  4. взаимосвязь разных форм работы с родителями
  5. одновременное влияние на родителей и детей
  6. обеспечение в работе с родителями определенной последовательности, системы.

Для глубокого изучения условий семейного воспитания, характера родителей, потенциальных педагогических возможностей семьи, педагогу важно составить всестороннюю её характеристику. В данных методических рекомендациях педагогам предлагаются методики изучения социально-бытовых и психолого-педагогических параметров семьи, которые помогут составить наиболее полный ее «портрет».

       При составлении характеристики семьи необходимо четко представлять, какие факторы оказывают наиболее действенное влияние на нравственное воспитание в семье детей. Поэтому в самом начале даётся общий план изучения семьи. Затем предлагаются блоки вопросов, направленных на изучение различных параметров семьи, причем каждый из блоков можно использовать как анкету, план беседы с родителями, план наблюдения за характером семейного воспитания. Проводя анкетирование, следует учитывать, что не всегда родители откровенно и объективно будут отвечать на ваши вопросы, однако и в этом случае опрос может оказать определенную педагогическую пользу, т.к. сами вопросы могут заставить родителей задуматься о правильности используемых ими методов воспитания, о проблемах развития их ребенка. Кроме того, полученные путем опроса данные можно и нужно проверить другими способами (хорошо продуманными беседами, наблюдениями).

         Рекомендуем все полученные данные заносить в специальную тетрадь по изучению семей воспитанников, где для каждой из них отводится несколько страниц. Это позволит учитывать достижения, анализировать неудачи, лучше понять каждую семью.

 Общий план изучения семьи

  1. Состав семьи, возраст родителей, их образовательный уровень.
  2. Жилищные и материальные условия
  3. Отношение родителей к своей профессии и общественной деятельности.
  4. Культурный уровень родителей:

- наличие библиотеки в семье;

- какие книги читают;

- следят ли за периодической печатью;

- посещают ли кино;

- посещают ли театры и концерты;

- посещают ли выставки.

5. Общая семейная атмосфера:

     - доброжелательная,

     - неустойчивая,

     - равнодушная,

     - гнетущая, недоброжелательная.

6. Кто из родителей больше всего занимается воспитанием ребенка?

7. Что родители считают важным в воспитании, развитие каких качеств ставят на первый план? ( Послушание, творческую активность, самостоятельность).

8. Что является предметом основной заботы родителей:

     - здоровье детей;

     - развитие умственных способностей;

     - художественных способностей;

     - нравственных качеств.

9. Отношение родителей и других членов семьи к ребенку:

     - сверхопекающее;

     - ровное, заботливое;

     - равнодушное;

     - подавляющее личность ребенка.

10. Система воспитательных воздействий:

     - согласованность всех членов семьи в вопросах воспитания;

     - непоследовательность, наличие конфликтов на почве воспитания;

     - отсутствие воспитания как системы целенаправленных воздействий.

11. Организация совместных форм деятельности в семье:

     - вовлечение ребенка во все домашние дела и заботы;

     - эпизодическое возложение на ребенка отдельных обязанностей;

     - ограждение ребенка от всех событий и дел семейной жизни.

12. Уровень психолого-педагогических знаний и практических умений:

     - наличие определенных знаний и готовность их восполнять;

     - ограниченность знаний, но податливость к педагогическому         просвещению;

     - низкий уровень знаний и нежелание задумываться над проблемами

       воспитания.

13. Осуществление контроля за поведением и деятельностью ребенка:

     - систематическое;

     - нерегулярное;

     - полное отсутствие контроля.

14. Отношение к детскому саду:

     - положительное;

     - равнодушное;

     - негативное.

15. Взаимодействие семьи с детским садом:

     - систематическое;

     - эпизодическое;

     - отсутствие взаимодействия.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.