Весь период развития ребенка до школы, со всеми его особенностями и есть то время, когда идет подготовка к школе. Различают два направления в подготовке детей к школьному обучению:
1. общая подготовка, обеспечивающая общий уровень развития (физическая, нравственная, волевая, психологическая подготовка);
2. специальная подготовка – формирование у ребенка конкретных знаний, умений, навыков, которые обеспечат ему успешность овладения содержанием обучения в первом классе школы по основным предметам (математика, чтение, письмо, окружающий мир).
Результатом подготовки является готовность к школе. Готовность ребенка к систематическому обучению в школе («школьная зрелость») – это тот уровень морфологического, функционального и психического развития ребенка, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут к нарушениям здоровья ребенка.Таким образом, готовность ребенка к школе непосредственно зависит от качества подготовки.
Общая подготовка
При переходе ребенка в школу меняются его образ жизни, социальная позиция. Эти изменения требуют умений самостоятельно и ответственно выполнять учебные обязанности, быть организованным и дисциплинированным, произвольно управлять своим поведением и деятельностью, знать и соблюдать правила культурного поведения, умения общаться с детьми и взрослыми.
Что нужно делать? За год до предполагаемого поступления ребенка в школу определите функциональную готовность ребенка к школе. Степень готовности выявляют, учитывая состояние здоровья, острую заболеваемость за предшествующий год, уровень биологического развития и развития школьно-необходимых функций – речи и моторики (развитие кисти и пальцев руки для письма). Если результаты низки, то за имеющийся в запасе год укрепите здоровье ребенка, поработайте над развитием моторики (рисование, раскрашивание, лепка, аппликация, пальчиковые игры и др.). Помните, что хорошая успеваемость при недостаточной функциональной готовности организма достигается очень дорогой ценой, вызывая чрезмерное напряжение различных систем организма, приводя к утомлению и переутомлению, а в результате – к расстройствам психического здоровья.
Формируйте у ребенка умение произвольно регулировать свое поведение, т.е. делать то, что требуется, а не то, что ему захотелось. Для этого:
Выработайте систему запретов – что можно и что нельзя делать. Помните, что все взрослые должны достаточно однозначно реагировать на поведение ребенка. Положительно подкрепляйте правильные поступки ребенка и не бойтесь прибегнуть к наказанию (ограничение подвижности, отказ на определенное время от общения, традиционного рассказывания сказки на ночь и т.п.).
<address style="text-align: center;">Наказывая, соблюдайте 7 правил В. Леви:</address> <address style="text-align: center;"> 1) наказание не должно вредить здоровью — ни физическому, ни психическому;</address> <address style="text-align: center;"> 2) если есть сомнение, наказывать или не наказывать, — НЕ наказывайте;</address> <address style="text-align: center;"> 3) даже если проступков совершено сразу необозримое множество, наказание может быть суровым, но только одно, за все сразу;</address> <address style="text-align: center;"> 4) лучше не наказывать, чем наказывать запоздало;</address> <address style="text-align: center;"> 5) наказан — прощен, т.е. о старых грехах ни слова;</address> <address style="text-align: center;"> 6) наказание должно быть справедливым и не должно унижать;</address> <address style="text-align: center;"> 7) ребенок не должен бояться наказания, он должен бояться нашего огорчения.</address>
Приучите ребенка выполнять требования старших. Не жалейте на это времени и соблюдайте следующие правила:
1) доводить требование до логического конца. Выдвинутое раз, оно реализуется немедленно – иначе не надо было его выдвигать;
2) сопровождайте требование инструкцией, т.е. пояснением способа выполнения предложенного, если ребенок еще никогда этого не пробовал делать, не овладел в совершенстве и т.п.;
3) предлагайте положительную программу действий, т.е. говорите: «Рисуй на бумаге», вместо «Не рисуй на стене»; «Ешь медленно», а не «Не торопись во время еды»;
4) предъявляйте ребенку требование, исполнение которого доступно для него, соответствует его возрасту, уровню развития.
Приучите ребенка выражать свои желания словами, а не криком.
Для этого:
1) игнорируйте желания ребенка, если они выражаются криком;
2) демонстрируйте ребенку, что просьба, выраженная спокойно и вежливо, будет удовлетворена гораздо быстрее, чем выраженная криком или хныканьем. Обязательно подчеркните это, чтобы он обратил на это внимание. Всегда можно найти то, что ребенку вообще-то не разрешается, но изредка можно сделать исключение (Например, ребенку не позволяется выходить из-за стола раньше, чем все окончат ужинать. В данной ситуации: «Вот сейчас ты попросил маму спокойно и вежливо. Хорошо, можешь идти играть. Но только сегодня. Завтра уже не проси – понял?»);
3) разучите с ребенком несколько простых вариантов вежливого выражения просьб, покажите, как это делается на практике;
4) приучите ребенка спокойно переносить запрет или отказ. Говорите «нет» твердо. Помните, что отказ можно смягчить отвлечением внимания («А ты знаешь, что сегодня со мной было? …»);
5) все взрослые члены семьи должны придерживаться данной линии поведения.
Формируйте у ребенка самостоятельность.
Для этого:
1) задайте ребенку некоторый образец поведения. Вначале давайте малышу указания по поводу каждого шага («Открой кран. Побольше, побольше отверни, видишь, водичка только течет. Вот так. Попробуй рукой – не очень холодная? и т.д.»). По мере их освоения ребенком, объединяйте операции в блоки, требующие только одной команды («Пусти воду»);
2) предоставьте ребенку возможность осваивать предложенный образец самостоятельно (в игре, в реальных практических действиях, например, при посещении магазина и т.д.), без своей опеки. В будущем проведенная работа будет способствовать более легкому объединению в блоки операций новой деятельности – учебы; вам не придется каждый день делать уроки вместе с ребенком.
Формируйте у ребенка мотивацию, побуждающую его к учению.
Для этого:
1) создайте в семье психологически благоприятную обстановку. Если в семье существует хроническая конфликтная ситуация (между родителями, между папой и бабушкой и т.д.), то именно она будет привлекать внимание ребенка, а совсем не познание окружающего мира;
2) поддерживайте в ребенке стремление узнавать новое. Для этого всегда отвечайте на его вопросы, касающиеся предметов и явлений окружающего мира, раскрывайте новое в обыденных вещах (например, как письмо находит своего адресата);
3) учите прилагать усилия для получения новых знаний (например, вместе с ребенком найти ответ на его вопрос в детской энциклопедии; предложить ребенку нарисовать или сконструировать что-то и благодаря выполнению этой деятельности обнаружить новые свойства предметов и др.);
4) подкрепляйте усилия ребенка положительной оценкой;
5) включайте то новое, что узнает ребенок, в игру или практическое действие. Без этого узнавать новое неинтересно (например, не просто выучить с ребенком названия чисел, составляющих числовой ряд, - «считать до 20!» - а предложить дать мишке и зайке по две конфеты, т.е. показать, что каждому из произносимых слов соответствует определенное количество предметов).
Формируйте у ребенка положительное отношение к школе.
Для этого:
- Не запугивайте ребенка трудностями предстоящего обучения. Пока школа впереди, ребенку она должна представляться заманчивой, загадочной, "взрослой". Ваши восторженные интонации: "Ты уже большой! Ты скоро пойдешь в школу! Там так интересно!", укрепят уверенность ребенка в том, что учиться увлекательно. Дошкольнику надо говорить о том, что учение в школе – дело не простое, но при старании трудности можно преодолеть, а родители ему помогут.
- Уважительно отзывайтесь об образовании и образованных людях, демонстрируйте свое отношение к учебе, как к серьезной деятельности. Добейтесь, чтобы сообщаемый вами материал о школе был не только понят, но и прочувствован детьми. Для этого просматривайте с ребенком диафильмы, телепередачи о школьной жизни и обсуждайте увиденное; привлекайте младших детей к школьным праздникам старших сыновей и дочерей; рассказывайте о своих любимых учителях; показывайте свои фотографии, грамоты, связанные со школьными годами; знакомьте с пословицами, поговорками, в которых славится ум, подчеркивается значение книги, учения; создайте условия для игры в школу и примите непосредственное участие в ней, например, в роли учителя и др.
- Посетите с ребенком ту школу, в которой он предположительно будет учиться. Первое посещение можно провести 1 сентября и понаблюдать за торжественной церемонией первого дня нового учебного года. После этого поговорите с ребенком о том, что такое событие ждет и его в следующем году. В следующее посещение можно показать ребенку библиотеку, зайти с ним в пустой класс, разрешить ему посидеть за партой. Ребенок не должен бояться нового здания.
Специальная подготовка
Специальная подготовка к обучению в школе – это не только количественное накопление знаний. У дошкольника хорошая память, но ее одной для успешного обучения мало. Важнее осознанность этих знаний, понимание ребенком причинно-следственных связей, наличие умений сравнивать, обобщать, делать самостоятельные выводы, выделять и удерживать учебную задачу.
Что нужно делать?
1. Расширяйте кругозор ребенка, развивайте пытливость и любознательность. Для этого рассказывайте ребенку много интересного, экспериментируйте, играйте в развивающие игры, читайте детские книги, вместе рисуйте, придумывайте сказки, разъясняйте разные природные явления, обращающие на себя внимание, в присутствии ребенка обменивайтесь с другими членами семьи впечатлениями о прочитанном, увиденном и т.п.
2. Обогащайте эмоциональный план общения с ребенком: учите чувствовать юмор в словах другого человека, видеть комические ситуации, обращайте внимание на настроение окружающих людей, героев книг, способы передачи этого настроения, вызывайте чувство удивления перед открытием нового и т.п.
3. Стимулируйте и поощряйте ребенка к рассказыванию, высказыванию его собственных идей, предположений.
4. Помогайте детям вновь полученные впечатления и знания включать в игру. Это поможет им их осознать и закрепить в памяти.
5. Не начинайте обучение ребенка элементам из школьной программы (чтение, письмо и т.д.), не сообразуясь с уровнем его развития и не владея современными методами обучения. Раннее форсирование обучения будет формировать у малыша неприязнь к учебе. Неправильно применяемые способы обучения могут сформировать у ребенка нерациональный способ действия, затормозить формирование этих навыков в будущем.
Важно обратить внимание на следующую информацию:
Как ребенок работает на занятиях? Часто ли отвлекается?
Точно ли понимает и выполняет задания воспитателя?
Замечает и исправляет собственные ошибки?
Проявляет активность и самостоятельность или нет?
Без излишней робости отвечает на вопросы перед группой сверстников?
Часто ли, выполняя задания, обращается за помощью?
Быстро утомляется или может работать долго?
Хорошо ли развита мелкая моторика пальцев рук?
Как ребенок общается со сверстниками?
Имеет ли постоянных друзей?
Часто ли ссорится и конфликтует?
Участвует ли в совместных играх?
Умеет ли договариваться с другими детьми?
Может ли адекватно исполнять различные роли в играх?
Как ребенок взаимодействует с педагогом?
Проявляет ли инициативу в общении или ждет, пока к нему обратятся?
При оказании помощи включается в работу или замыкается в себе?
Безоговорочно выполняет требования и просьбы взрослых или высказывает собственное мнение?
При выполнении задания общается со взрослыми по теме задания или переводит разговор на другие темы?
Проявляет ли желание и интерес к познанию чего-то нового?
Если, ответы на эти вопросы, дают вашему ребенку положительную характеристику, то можно не сомневаться в успешном овладении ребенком образовательной программы. В обратном случае тоже не стоит огорчаться – вам сможет помочь система коррекционных мероприятий, направленных на формирование необходимых умений и навыков.
Весь период развития ребенка до школы, со всеми его особенностями и есть то время, когда идет подготовка к школе. Различают два направления в подготовке детей к школьному обучению:
1. общая подготовка, обеспечивающая общий уровень развития (физическая, нравственная, волевая, психологическая подготовка);
2. специальная подготовка – формирование у ребенка конкретных знаний, умений, навыков, которые обеспечат ему успешность овладения содержанием обучения в первом классе школы по основным предметам (математика, чтение, письмо, окружающий мир).
Результатом подготовки является готовность к школе. Готовность ребенка к систематическому обучению в школе («школьная зрелость») – это тот уровень морфологического, функционального и психического развития ребенка, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут к нарушениям здоровья ребенка.Таким образом, готовность ребенка к школе непосредственно зависит от качества подготовки.
Общая подготовка
При переходе ребенка в школу меняются его образ жизни, социальная позиция. Эти изменения требуют умений самостоятельно и ответственно выполнять учебные обязанности, быть организованным и дисциплинированным, произвольно управлять своим поведением и деятельностью, знать и соблюдать правила культурного поведения, умения общаться с детьми и взрослыми.
Что нужно делать? За год до предполагаемого поступления ребенка в школу определите функциональную готовность ребенка к школе. Степень готовности выявляют, учитывая состояние здоровья, острую заболеваемость за предшествующий год, уровень биологического развития и развития школьно-необходимых функций – речи и моторики (развитие кисти и пальцев руки для письма). Если результаты низки, то за имеющийся в запасе год укрепите здоровье ребенка, поработайте над развитием моторики (рисование, раскрашивание, лепка, аппликация, пальчиковые игры и др.). Помните, что хорошая успеваемость при недостаточной функциональной готовности организма достигается очень дорогой ценой, вызывая чрезмерное напряжение различных систем организма, приводя к утомлению и переутомлению, а в результате – к расстройствам психического здоровья.
Формируйте у ребенка умение произвольно регулировать свое поведение, т.е. делать то, что требуется, а не то, что ему захотелось. Для этого:
Выработайте систему запретов – что можно и что нельзя делать. Помните, что все взрослые должны достаточно однозначно реагировать на поведение ребенка. Положительно подкрепляйте правильные поступки ребенка и не бойтесь прибегнуть к наказанию (ограничение подвижности, отказ на определенное время от общения, традиционного рассказывания сказки на ночь и т.п.).
<address style="text-align: center;">Наказывая, соблюдайте 7 правил В. Леви:</address> <address style="text-align: center;"> 1) наказание не должно вредить здоровью — ни физическому, ни психическому;</address> <address style="text-align: center;"> 2) если есть сомнение, наказывать или не наказывать, — НЕ наказывайте;</address> <address style="text-align: center;"> 3) даже если проступков совершено сразу необозримое множество, наказание может быть суровым, но только одно, за все сразу;</address> <address style="text-align: center;"> 4) лучше не наказывать, чем наказывать запоздало;</address> <address style="text-align: center;"> 5) наказан — прощен, т.е. о старых грехах ни слова;</address> <address style="text-align: center;"> 6) наказание должно быть справедливым и не должно унижать;</address> <address style="text-align: center;"> 7) ребенок не должен бояться наказания, он должен бояться нашего огорчения.</address>
Приучите ребенка выполнять требования старших. Не жалейте на это времени и соблюдайте следующие правила:
1) доводить требование до логического конца. Выдвинутое раз, оно реализуется немедленно – иначе не надо было его выдвигать;
2) сопровождайте требование инструкцией, т.е. пояснением способа выполнения предложенного, если ребенок еще никогда этого не пробовал делать, не овладел в совершенстве и т.п.;
3) предлагайте положительную программу действий, т.е. говорите: «Рисуй на бумаге», вместо «Не рисуй на стене»; «Ешь медленно», а не «Не торопись во время еды»;
4) предъявляйте ребенку требование, исполнение которого доступно для него, соответствует его возрасту, уровню развития.
Приучите ребенка выражать свои желания словами, а не криком.
Для этого:
1) игнорируйте желания ребенка, если они выражаются криком;
2) демонстрируйте ребенку, что просьба, выраженная спокойно и вежливо, будет удовлетворена гораздо быстрее, чем выраженная криком или хныканьем. Обязательно подчеркните это, чтобы он обратил на это внимание. Всегда можно найти то, что ребенку вообще-то не разрешается, но изредка можно сделать исключение (Например, ребенку не позволяется выходить из-за стола раньше, чем все окончат ужинать. В данной ситуации: «Вот сейчас ты попросил маму спокойно и вежливо. Хорошо, можешь идти играть. Но только сегодня. Завтра уже не проси – понял?»);
3) разучите с ребенком несколько простых вариантов вежливого выражения просьб, покажите, как это делается на практике;
4) приучите ребенка спокойно переносить запрет или отказ. Говорите «нет» твердо. Помните, что отказ можно смягчить отвлечением внимания («А ты знаешь, что сегодня со мной было? …»);
5) все взрослые члены семьи должны придерживаться данной линии поведения.
Формируйте у ребенка самостоятельность.
Для этого:
1) задайте ребенку некоторый образец поведения. Вначале давайте малышу указания по поводу каждого шага («Открой кран. Побольше, побольше отверни, видишь, водичка только течет. Вот так. Попробуй рукой – не очень холодная? и т.д.»). По мере их освоения ребенком, объединяйте операции в блоки, требующие только одной команды («Пусти воду»);
2) предоставьте ребенку возможность осваивать предложенный образец самостоятельно (в игре, в реальных практических действиях, например, при посещении магазина и т.д.), без своей опеки. В будущем проведенная работа будет способствовать более легкому объединению в блоки операций новой деятельности – учебы; вам не придется каждый день делать уроки вместе с ребенком.
Формируйте у ребенка мотивацию, побуждающую его к учению.
Для этого:
1) создайте в семье психологически благоприятную обстановку. Если в семье существует хроническая конфликтная ситуация (между родителями, между папой и бабушкой и т.д.), то именно она будет привлекать внимание ребенка, а совсем не познание окружающего мира;
2) поддерживайте в ребенке стремление узнавать новое. Для этого всегда отвечайте на его вопросы, касающиеся предметов и явлений окружающего мира, раскрывайте новое в обыденных вещах (например, как письмо находит своего адресата);
3) учите прилагать усилия для получения новых знаний (например, вместе с ребенком найти ответ на его вопрос в детской энциклопедии; предложить ребенку нарисовать или сконструировать что-то и благодаря выполнению этой деятельности обнаружить новые свойства предметов и др.);
4) подкрепляйте усилия ребенка положительной оценкой;
5) включайте то новое, что узнает ребенок, в игру или практическое действие. Без этого узнавать новое неинтересно (например, не просто выучить с ребенком названия чисел, составляющих числовой ряд, - «считать до 20!» - а предложить дать мишке и зайке по две конфеты, т.е. показать, что каждому из произносимых слов соответствует определенное количество предметов).
Формируйте у ребенка положительное отношение к школе.
Для этого:
- Не запугивайте ребенка трудностями предстоящего обучения. Пока школа впереди, ребенку она должна представляться заманчивой, загадочной, "взрослой". Ваши восторженные интонации: "Ты уже большой! Ты скоро пойдешь в школу! Там так интересно!", укрепят уверенность ребенка в том, что учиться увлекательно. Дошкольнику надо говорить о том, что учение в школе – дело не простое, но при старании трудности можно преодолеть, а родители ему помогут.
- Уважительно отзывайтесь об образовании и образованных людях, демонстрируйте свое отношение к учебе, как к серьезной деятельности. Добейтесь, чтобы сообщаемый вами материал о школе был не только понят, но и прочувствован детьми. Для этого просматривайте с ребенком диафильмы, телепередачи о школьной жизни и обсуждайте увиденное; привлекайте младших детей к школьным праздникам старших сыновей и дочерей; рассказывайте о своих любимых учителях; показывайте свои фотографии, грамоты, связанные со школьными годами; знакомьте с пословицами, поговорками, в которых славится ум, подчеркивается значение книги, учения; создайте условия для игры в школу и примите непосредственное участие в ней, например, в роли учителя и др.
- Посетите с ребенком ту школу, в которой он предположительно будет учиться. Первое посещение можно провести 1 сентября и понаблюдать за торжественной церемонией первого дня нового учебного года. После этого поговорите с ребенком о том, что такое событие ждет и его в следующем году. В следующее посещение можно показать ребенку библиотеку, зайти с ним в пустой класс, разрешить ему посидеть за партой. Ребенок не должен бояться нового здания.
Специальная подготовка
Специальная подготовка к обучению в школе – это не только количественное накопление знаний. У дошкольника хорошая память, но ее одной для успешного обучения мало. Важнее осознанность этих знаний, понимание ребенком причинно-следственных связей, наличие умений сравнивать, обобщать, делать самостоятельные выводы, выделять и удерживать учебную задачу.
Что нужно делать?
1. Расширяйте кругозор ребенка, развивайте пытливость и любознательность. Для этого рассказывайте ребенку много интересного, экспериментируйте, играйте в развивающие игры, читайте детские книги, вместе рисуйте, придумывайте сказки, разъясняйте разные природные явления, обращающие на себя внимание, в присутствии ребенка обменивайтесь с другими членами семьи впечатлениями о прочитанном, увиденном и т.п.
2. Обогащайте эмоциональный план общения с ребенком: учите чувствовать юмор в словах другого человека, видеть комические ситуации, обращайте внимание на настроение окружающих людей, героев книг, способы передачи этого настроения, вызывайте чувство удивления перед открытием нового и т.п.
3. Стимулируйте и поощряйте ребенка к рассказыванию, высказыванию его собственных идей, предположений.
4. Помогайте детям вновь полученные впечатления и знания включать в игру. Это поможет им их осознать и закрепить в памяти.
5. Не начинайте обучение ребенка элементам из школьной программы (чтение, письмо и т.д.), не сообразуясь с уровнем его развития и не владея современными методами обучения. Раннее форсирование обучения будет формировать у малыша неприязнь к учебе. Неправильно применяемые способы обучения могут сформировать у ребенка нерациональный способ действия, затормозить формирование этих навыков в будущем.
Важно обратить внимание на следующую информацию:
Как ребенок работает на занятиях? Часто ли отвлекается?
Точно ли понимает и выполняет задания воспитателя?
Замечает и исправляет собственные ошибки?
Проявляет активность и самостоятельность или нет?
Без излишней робости отвечает на вопросы перед группой сверстников?
Часто ли, выполняя задания, обращается за помощью?
Быстро утомляется или может работать долго?
Хорошо ли развита мелкая моторика пальцев рук?
Как ребенок общается со сверстниками?
Имеет ли постоянных друзей?
Часто ли ссорится и конфликтует?
Участвует ли в совместных играх?
Умеет ли договариваться с другими детьми?
Может ли адекватно исполнять различные роли в играх?
Как ребенок взаимодействует с педагогом?
Проявляет ли инициативу в общении или ждет, пока к нему обратятся?
При оказании помощи включается в работу или замыкается в себе?
Безоговорочно выполняет требования и просьбы взрослых или высказывает собственное мнение?
При выполнении задания общается со взрослыми по теме задания или переводит разговор на другие темы?
Проявляет ли желание и интерес к познанию чего-то нового?
Если, ответы на эти вопросы, дают вашему ребенку положительную характеристику, то можно не сомневаться в успешном овладении ребенком образовательной программы. В обратном случае тоже не стоит огорчаться – вам сможет помочь система коррекционных мероприятий, направленных на формирование необходимых умений и навыков.