Методические рекомендации проведения дыхательной гимнастики. Дыхательная гимнастика – одна из основных видов гимнастик, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей. Согласно статистическим данным, уровень распространенности заболеваний органов дыхания у детей очень высок. Дыхательная система малышей несовершенна. Жизненная емкость легких мала, а потребность в кислороде велика. Слизистая дыхательных путей очень нежная, легко воспаляющаяся. И без того узкие дыхательные ходы при заболевании становятся еще уже, и ребенку становится трудно дышать Дыхательная гимнастика: • повышает общий жизненный тонус человека, сопротивляемость, закаленность и устойчивость организма к заболеваниям дыхательной системы • предупреждает застойные явления в легких, удаляет мокроту, способствует нормализации физиологического дыхания через нос: • укрепляет дыхательную мускулатуру, увеличивает подвижность грудной клетки и диафрагмы; • стимулирует обмен веществ, благотворно воздействует на эндокринную и сердечно-сосудистую системы, кровообращение; • насыщает организм оптимальным количеством кислорода; • способствует уравновешиванию нервных процессов Основные правила дыхательной гимнастики • дышать носом; • дышать медленно, • концентрировать внимание на дыхательном упражнении, что увеличивает его положительное воздействие; • выполнять каждое упражнение не дольше, чем оно доставляет удовольствие; • дышать с удовольствием, так как положительные эмоции сами по себе имеют значительный оздоровительный эффект. Для усиления благотворного воздействия дыхательной гимнастики необходимо: • все упражнения выполнять легко, естественно, свободно, без усилий, напряжения и скованности; • находиться в расслабленном состоянии, но не сутулиться (спина прямая, плечи развернуты, шея свободна); • следить за тем, чтобы вдох и выдох были равны по силе и длительности и плавно переходили друг в друга. Чтобы эффективней решать задачи укрепления здоровья детей с целью повышения их сопротивляемости к простудным и другим заболеваниям, а также выносливости при физических нагрузках, необходимо ознакомиться с различными методиками проведения дыхательной гимнастики. Их известно немало, но механически следовать какой-либо из них, думается, нецелесообразно. Методика дыхательной гимнастики Б. С. Толкачева Данный метод физической реабилитации детей, страдающих респираторными заболеваниями, характеризуется сочетанием простых физических упражнений с озвученным выдохом. Методика дыхательной гимнастики К. П. Бутейко. Суть метода заключается в освоении неглубокого дыхания и задержке дыхания. Методика дыхательных упражнений йогов. Двухфазное йоговское дыхание предполагает раздельный попеременный вдох то одной, то другой ноздрей. Методика парадоксальной дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой. Суть этой методики — в активном коротком вдохе, который тренирует все мышцы дыхательной системы. Внимание на выдохе не фиксируется, он должен происходить самопроизвольно. Это самая сложнаягимнастика, которая используется в старшем дошкольном возрасте. Методика звукового дыхания М. Л. Лазарева. Направлена на стимуляцию обменных процессов в клетках за счет звуковой вибрации. Разные звуки порождают разные вибрации, которые, в свою очередь, влияют на наше самочувствие С детьми дыхательные упражнения необходимо проводить каждый день в хорошо проветренном помещении, в любое удобное время дня, исключая 20—30 минут до еды и сна и 1 час после приема пищи. Это и время, предназначенное для утренней гимнастики (хорошо включить 2—3 дыхательных упражнения), и прогулки при температуре воздуха выше 12 градусов без резких порывов ветра, и время после дневного сна, и физкультминутки, которым отводится 3—5 минут во время совместной образовательной деятельности. Конечно, это хуже, чем полноценное занятие, но маленькая польза — тоже польза. . При обучении детей сначала рекомендуется показать упражнение, а потом предложить детям его выполнить. Дыхательные упражнения рекомендуется проводить в игровой форме. Хорошо обыграть с малышами упражнение, «превратившись» в дровосека, жука, пчелу, ежа, изобразить самолет, паровоз, часы, не просто выполнить упражнение на задержку дыхания, а «нырнуть в воду», затаить дыхание, спрятавшись от медведя, гусей-лебедей... Воспитателю необходимо самому быть эмоциональным, включаться в игру заряжать детей своей энергией. Подготовлено: Иода С.В., зам. зав. По ОД Интернет-ресурсы: http://paidagogos.com/?p |
|
||
|