Инклюзивное образование – это обучение и воспитание, при котором обеспечивается наиболее полное включение в совместный образовательный процесс обучающихся (воспитанников) с разными образовательными потребностями, в том числе лиц с особенностями психофизического развития, посредством создания условий с учетом индивидуальных потребностей, способностей, познавательных возможностей обучающихся (воспитанников) (Концепция развития инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь).
В международной практике старый термин «интегрированное образование», описывающий данный процесс только в отношении детей с особенностями психо-физического развития, был заменен термином «инклюзивное образование», описывающий данный процесс в отношении всех детей. Инклюзивное образование — подход, в центре которого находится ребенок и его разнообразные образовательные потребности.
ЮНЕСКО понимает инклюзию как «позитивную реакцию на разнообразие учащихся и восприятие их индивидуальных отличий не как проблемы, а как возможность обогатить учение».
Педагогический проект
Развитие рефлексивной компетентности педагогических работников учреждений дошкольного образования в условиях инклюзивного образования
Сроки реализации: 2021 – 2023
Консультанты педагогического проекта:
Тарантей Виктор Петрович, заведующий кафедрой педагогики и социальной работы УО «Гродненский государственный университет имени Я.Купалы», доктор педагогических наук, профессор
Хамылева Светлана Романовна, начальник учебно-методического управления ГУО «Гродненский областной институт развития образования»
Цель проекта – развитие рефлексивной компетентности педагогических работников учреждений дошкольного образования на основании инклюзивных подходов.
Определение задач проекта.
1. Организовать взаимодействие в триаде «педагог – ребенок дошкольного возраста – родитель» по развитию рефлексивной компетентности педагогических работников учреждений дошкольного образования в условиях инклюзии;
2. Реализовать организационно-методические условия по внедрению модели развития рефлексивной компетентности педагогических работников учреждений дошкольного образования в условиях инклюзии;
3.Создать научно-методическое обеспечение реализации модели развития рефлексивной компетентности педагогических работников учреждений дошкольного образования в условиях инклюзии;
4. Оценить эффективность внедрения модели развития рефлексивной компетентности педагогических работников учреждений дошкольного образования в условиях инклюзии;
5.Обобщить результаты деятельности, представить педагогический опыт в форме методических рекомендаций по внедрению модели развития рефлексивной компетентности педагогических работников учреждений дошкольного образования в условиях инклюзии.
Работа по реализации регионального педагогического проекта «Развитие рефлексивной компетентности педагогических работников учреждений дошкольного образования в условиях инклюзивного образования» в государственном учреждении образования «Ясли-сад № 1 г. Дятлово»
ПРОЙТИ ТЕСТ "Самоанализ компетентности педагогов в области инклюзивного образования"
24 сентября 2021 года В Гродненском областном институте развития образования состоялся областной семинар "Инклюзивное образование: возможности и перспективы"
6 декабря 2021 года в учреждении дошкольного образования организован 1-ый тренинг с педагогическими работниками «Развитие инклюзивной компетентности субъектов образовательного процесса»
21 декабря 2021 года в учреждении дошкольного образования организован 2-ой тренинг с педагогическими работниками «Развитие инклюзивной компетентности субъектов образовательного процесса»
5 января 2022 года в учреждении состоялся тренинг с педагогическими работниками "Развитие инклюзивной компетентности субъектов образовательного процесса"
20 января 2022 года В Гродненском областном институте развития образования состоялся вебинар "Развитие рефлексной компетентности педагогических работников удо в условиях инклюзивного образования."
21 марта организована деловая игра "Взаимодествие учреждения дошкольного образования и семьи в реализации инклюзивных подходов"