Алгоритм наблюдения педагогов за особенностями взаимодействия родителей и детей из неблагополучных семей
Большой материал для педагогических выводов по характеру семейного воспитания дают педагогу целенаправленные наблюдения. Для наблюдения выбирают ситуации, отражающие взаимоотношения родителей с детьми, способы их общения. С этой целью используются время приема и ухода детей из детского сада. Чтобы получить объективные сведения, необходимо поставить четкие задачи для наблюдений и проводить их неоднократно. Наблюдение можно проводить по следующей схеме:
- Стиль взаимоотношений родителей с детьми:
- Эмоциональная окраска этих взаимоотношений
- Характер обращения к ребенку
- Интонации высказываний / употребление уменьшительно-ласкательных, грубых слов /
- Наличие замечаний, нравоучений
- Вопросы о проведенном дне
- Стиль помощи ребенку.
- Что в первую очередь интересует родителей о жизни ребенка в детском саду?
- его поведение
- успехи на занятиях
- аппетит
- дневной сон
- развитие культурно-гигиенических навыков
- нравственные качества ребенка
- общение со сверстниками.
- Что считают родители наиболее важным в воспитании и развитии ребенка / характер задаваемых педагогу вопросов /.
- Проблемы интеллектуального развития
- Особенности физического развития
- Нравственное воспитание
- Использование методов воспитания.